История Коренёва
Усадьба Коренево (Кренево, Спасское)
Архивные документы подтверждают как древность села Коренево, так и изменчивость его названия. Первые документальные сведения о нем содержатся в писцовой книге 1623 г.: «За подъячим за Елизарьем Михайловым по государевой грамоте 121 (1613) г. да по памяти с Поместного приказа 131 (1623) г., что было в поместье за Иваном Лазорева деревня Коренева, а в ней двор приказчика, пашни лесом поросли 14 чети, сена 25 копен, лесу пашенного и непашенного 5 десятин; пустошь Стягова, пустошь Шилкова, пустошь Лапатина… Всего деревня да три пустоши, а в них пашни паханой наездом середней земли 67 чети, сена 95 копен. Елизару по государевой грамоте 50 чети, а 4 чети за ним на оброке».
Потап Дмитриев сын Нарбеков в 1621 г. получил в поместье деревню Селезневу на речке Пехорке с пустошами Мечево и Лысково. В Селезневе числился только двор помещиков, земли же его имения севернее сельца Корнеева узкой полосой тянулись от реки Пехорки до среднего течения речки Черной. Селезнево принадлежало потомкам П.Д. Нарбекова до второй половины XVII в., когда оно было продано графу П.А. Румянцеву-Задунайскому. Второе имение этой семьи появилось в 1627 г., когда сын Нарбекова Савелий Потапович купил в вотчину пустошь Клишки, расположенную около Гжельской дороги (ф. 1209, оп. 1, кн. 9806, лл. 737-739).
Род Нарбековых идет от Дмитрия Ильича Нарбекова (по преданию – сын татарского мурзы Багрина), перешедшего на московскую службу в середине XV в. Об их служебном положении до начала XVII в. не встречается сведений.
Род Нарбековых идет от Дмитрия Ильича Нарбекова (по преданию – сын татарского мурзы Багрина), перешедшего на московскую службу в середине XV в. Об их служебном положении до начала XVII в. не встречается сведений.
Савва (Савелий) Потапович Нарбеков был первым, кому удалось добиться заметного успеха. Начав службу в должности стряпчего в 1627-1636 гг., десять лет спустя он уже числился дворянином московским, а в последние годы жизни (он умер в 1647 г.) состоял воеводой Усмерским и Терским. Возвышение Нарбековых было связано с установлением родственных связей с князьями Милославскими, а через них и с царской семьей.
В.В. Никонов, иерей Илия Семенов. Православное Красково
Представляем уникальную книгу, один из авторов которой — наш настоятель священник Илия Семенов.
Издание можно приобрести в церковной лавке нашего храма. Мы также можем Вам отправить эту книгу с доставкой.
В издании представлена историческая хроника храмов Преображения Господня в Кореневе и Владимирской иконы Божией Матери в Краскове.
Книга в 2018 году была награждена Дипломом III степени в номинации «Лучшее справочное и краеведческое издание» в конкурсе «Просвещение через книгу», проводимом Издательским советом РПЦ.
Размер: 21,5 х 16 х 5 см
Объем: 820 страниц
Год издания: 2017
ISBN: 978-5-9500723-0-7
Гриф Издательского совета РПЦ: ИС-Р17-715-0617
Издательство: Кунай-колодец
Ориентировочное пожертвование: 550 рублей
Милославские, выходцы из польского княжеского рода, на русской службе затерялись между множеством князей и княжат. Лишь одному из них, Илье Даниловичу Милославскому, женатому на Екатерине Федоровне Нарбековой, улыбнулось неожиданное счастье. Благодаря содействию всесильного боярина Бориса Ивановича Морозова, который был воспитателем будущего царя Алексея Михайловича, а затем фактически правителем государства в первые годы его царствования, дочь И.Д. Милославского Мария Ильинична стала женой молодого царя, а вторая дочь была выдана за боярина Б.И. Морозова. В результате Нарбековы на правах родственников приблизились к царскому двору. Неудивительно, что сын Савелия Нарбекова Василий Савелич связал свою судьбу с придворной службой. В 1668 г. он отмечен как стольник в свите царицы Марии Ильиничны, в 1668 г. числился уже стольником самого царя Алексея Михайловича, в 1681 г. получил звание думного дворянина.
Во время правления царевны Софьи он стал одним из ее доверенных людей и получил звание окольничего. Приобретенное Савелием Нарбековым имение, первоначально состоявшее из единственной пустоши Вражки, со временем значительно расширилось: в 1687 г. в вотчине окольничего Василия Саввича Нарбекова состояла уже деревня Коренево, затем он прикупил находившуюся по соседству деревню Жеглово, принадлежащую прежде Никифору Афанасьевичу Сытину.
В 1691 г. в имении В.С. Нарбекова была построена церковь Спаса Преображения Господня, и с тех пор Коренево стало селом. В делах Патриаршьего приказа сохранились сведения, что в 1703 г. церковь была обложена данью за истекшие 13 лет, с 1691 по 1703 гг.
Поражение царевны Софьи в борьбе с Петром привело к падению ее сторонников Милославских. В.С. Нарбеков при Петре I сохранил звание окольничего, но его потомки уже не достигали таких высот. После смерти Василия Саввича село Коренево, числившееся в 1705 и 1709 гг. за его вдовой Аграфеной Павловной, явно пришло в упадок. В 1709 г. в нем отмечены только дворы попа и дьячка при церкви Преображения Господня, двор вотчинницы с приказчиком и скотный двор с деловыми людьми. В деревне Жеглово от 4 дворов остался «живущим» только в одном дворе крестьянин Тихон Кириллов, «увечен», да два двора пустых: «Родион Филиппов с женою кормятся Христовым именем и сошли в нынешнем году безвестно… Василий Федоров взят к Москве в боярский двор». В 1715 г. имение состояло за Степаном Нарбековым, а в 1767 г. его владельцем был поручик Александр Владимирович Нарбеков.
Материалы генерального межевания 1760-х гг. свидетельствуют, что имение Нарбековых занимало довольно большую территорию, протянувшуюся на несколько верст в восточном направлении. Но в хозяйственном отношении оно было мало освоено. Из 889 десятин земли только 20 были заняты усадьбой, 58 десятин пашней и 28 сенокосными угодьями. Остальную территорию занимали 738 десятин леса и 55 десятин неудобий – под речкой и прудами, болотами и оврагами. В имении кроме села Коренево и деревни Жеглово впервые отмечена как живущая деревня Малые Вражки, но все крестьянское население в них составляло только 11 дворов с 31 жителем мужского и 30 женского пола.
Сохранившийся в архиве план «дачи» дает возможность определить местоположение и планировку существовавших в ту пору селений. Село Коренево располагалось вдоль правого берега речки Мальшевки, по которой шла граница с землей села Богородского-Краскова. На плане видны копаные пруды в долине речки и большое болото в ее верховье. Деревня Малые Вражки находилась на Большой Касимовской дороге, а деревня Жеглово – в восточной части имения, на расстоянии около двух верст от Коренево, в окружении дремучих лесов. Экономические примечания дают сведения о том, что в селе находилась каменная церковь Спаса Преображения Господня, отмечен «дом господский деревянный».
Краевед В. Матюшкин высказывал в газетной статье интересные замечания, относящиеся к истории создания и оценке архитектурных достоинств каменного храма в селе Коренево: «Возведение кореневского храма относится к тому периоду, когда в Люберцах было приостановлено строительство дворца Петра III. Большое количество строителей и поставщиков материалов оказалось без работы, и этим обстоятельством, несомненно, воспользовались владельцы подмосковных усадеб. Многие строительные артели были привлечены тогда для работы в помещичьих имениях».
Храм в Коренево строили мастера высокого класса. Его центральная часть имеет форму восьмерика, который делится на два яруса белокаменным антаблементом. С востока и с запада к восьмерику примыкают прямоугольной формы алтарь и притвор. Как и грани восьмерика, на углах они украшены пилястрами с капителями. Великолепно исполненные лица и другие скульптурные элементы капителей свидетельствуют о большом мастерстве резчика по камню, который мог быть люберчанином. В гранях второго яруса храма в горизонтальном и вертикальном направлениях чередуются овальной формы окна. Эта форма была наиболее популярна в барокко. При внимательном осмотре памятника можно заметить, что овал положен и в основу композиционного построения его фасадов.
Как видим, последнему из Нарбековых удалось оставить память о себе и своем роде в виде прекрасного храма, хотя хозяйственное положение его имения было незавидным:
«Земля песчаная, хлеб средственной, покосы худшие. Лес строевой сосновой, еловой; дровяной березовой и осиновой. Крестьяне на пашне» (то есть должны были отрабатывать барщину).
В последующие десятилетия деревня Жеглово прекратила свое существование. Сменились и владельцы имения, о чем свидетельствуют новые Экономические примечания 1800 г.: «Дача 182. Село Коренево – 6 дворов и деревня Малые Вражки покойного генерал-порутчика Ивана Васильевича Левашева дочерей его девиц Татьяны, Елизаветы, Катерины и Настасьи… Село при верховье речки Мальшевской. Церковь каменная об одном етаже во имя Софии Премудрыя, вокруг оной ограда каменная болистратом. Дом госпоцкой деревянной с разными службами. Два копаных пруда, в них ловитца рыба короси, щуки и окуни. Деревня Малые Вражки на суходоле при большой Касимовской дороге. Церковная земля на суходоле. Лес растет дровяной березовой, осиновой и еловой. Звери водютца волки, лисицы, зайцы. Птицы мелких родов. Грунт земли пещаной, показанный хлеб родитца средственно, покосы худшие. Крестьяне на пашне, промыслов не имеют. Состояние бедного. Женщины упражняются в вязании на продажу шерсти».
В 1812 г. село Коренево и деревня Малое «Брашково» упоминаются в ведомости об ущербе, нанесенном французским нашествием: «Дом господский и имевшиеся в нем вещи, лошади, коровы, овцы, птица, хлеб ржаной и яровой, также у крестьян половинное число хлеба, скот и лошади неприятелем разграблены».
За девицами Левашевыми Коренево числится и в 1816 г. В 1834 г. его помещиком назван Поляков, но в 1852 г. оно записано за княгиней В.Н. Долгоруковой. Вероятно, к этому времени относится новый этап в развитии кореневской усадьбы. Значительно расширенный большой пруд был соединен каналом с малым прудом и торфяными болотами, в результате чего вода в прудах постоянно циркулировала. Вдоль канала были устроены две аллеи. Березовый мостик через канал, тропинка в березовой роще – все это придавало усадьбе живописный колорит.
Усадебный дом, выстроенный полностью из дерева, не сохранился до наших дней, но многие жители еще помнят его. В центральной части двухэтажного дома располагалась лоджия с колоннами. Она соединялась с гостиной, по сторонам которой находились кабинеты с большими полукруглыми окнами. Украшавшие их деревянные карнизы и балясник вдоль подоконника перекликались с элементами архитектуры эпохи классицизма. Внутри здания, над входной дверью большой комнаты в нижнем этаже, очевидно, столовой, был любопытный рельеф – одна из наиболее характерных ампирных деталей, которые позволяют датировать строительство дома примерно 1820-1830 гг. На рельефе виднелось изображение мифологического содержания: сидящая с кувшином Венера, богиня любви и красоты, и ее сын Амур, который пьет из чаши, поддерживаемой Венерой. Вызывали интерес и паркеты различного рисунка, хорошо сохранившиеся на первом этаже.
К середине XIX в. заметно увеличилось население села – теперь в нем 12 крестьянских дворов, крестьян 48 мужского и 53 женского пола. Отмечена удаленность села от Москвы: «20 верст от Покровской заставы, по Касимовской дороге, на левой стороне 3 версты». О Малых Вражках сведения не приведены. К сожалению, по селу Коренево и Малым Вражкам, составлявшим единое крестьянское общество, в архивах не сохранились ни Уставная грамота, ни дело о выкупе крестьянами земельных наделов. Формально надел земли на каждую ревизскую душу составил около 7 десятин – значительно выше, чем устанавливалось Положением для Московского уезда. Однако из 889 десятин числившейся в имении земли крестьяне получили в наделы только 288, а 600 десятин остались за помещицей. Но теперь ей не принадлежала уже деревня. Она владела только усадьбой и обширными лесами и земельными угодьями.
Пореформенные годы характеризуются тем, что заметно вырос достаток жителей: в селе почти удваивается количество домов, опережая прирост населения. В описании селений Московского уезда в 1884 г. село названо «Крынево (Кренево)». В нем отмечены церковь Преображения Господня, господский дом, дворов 21, мужчин 65 и женщин 75. В деревне Овражки на Касимовской дороге, от станции Быково в 5 верстах, числятся 14 дворов, мужчин 25 и женщин 36. Эти сведения совпадают с данными подворной описи 1883 г., на основании которой можно отметить проявление имущественного неравенства среди крестьян: из 21 семей семья Евдокима Васильева из 9 мужчин и 8 женщин имеет 2 избы, а одна семья не имеет избы; уже в это время 4 семьи живут на стороне.
При церкви существовала библиотека. В приходе имелась земская Зенинская школа, учрежденная в 1891 г. Старостой церкви с 1905 г. состоял князь Алексей Васильевич Оболенский.
Последней владелицей усадьбы Коренево была княгиня Мария Алексеевна Оболенская, урожденная Долгорукова, получившая имение по наследству от бабушки. Ее муж Василий Васильевич Оболенский умер в 1890 г. М.А. Оболенская осталась многодетной вдовой и вырастила детей до совершеннолетия. Она умерла в 1929 г. в подмосковном поселке Царицыно. В Москве работает ее внук Николай Владимирович Оболенский, ныне заслуженный архитектор России, академик и член-корреспондент трех международных академий.
После революции на базе господской усадьбы был организован совхоз «Коренево». Обрабатываемой пашни он имел только 5 десятин, остальная земля заросла 25-30-летним лесом. Скота почти не было. Весной 1920 г. в совхоз «Коренево» была переведена станция по селекции картофеля. Одновременно происходили перемены и в селе.
К 1927 г. в Кореневе числилось уже 46 домов с населением 142 человека мужского и 218 женского пола, увеличилось количество земли с 316 десятин в 1911 г. до 341 десятины. Вдвое возросло количество скота в селе, но оно не поспевало за приростом населения: почти половина крестьян не имела лошадей и в 9 хозяйствах не было коров. Кустарные промыслы потеряли прежнее значение. Только 3 хозяйства занимались извозом, 7 жителей работали на фабриках, а третья часть крестьянских семей получала доход от сдачи жилья. В целом же хозяйство не было стабильным, о чем свидетельствуют колебания общей суммы налогов: 588 рублей в 1925 г., 992 рубля в 1926 г. и 678 рублей в 1927 г. Более подробные сведения об этом времени содержатся в воспоминаниях старожилов, имена которых, также как и составителей, не зафиксированы: «Октябрьская революция в корне изменила жизнь села. Большая часть земли, ранее принадлежавшей князьям, перешла к крестьянам. Организовали сельсовет, первым председателем которого выбрали Наталью Афанасьевну Капралову, секретарем – Александра Ивановича Князева. Его отец Иван Петрович Князев был председателем комитета бедноты».
В 1925 г. возникла в Коренево первая комсомольская организация. В ячейке было 25 комсомольцев, каждому не более 17 лет. В числе первых комсомольцев были проживающие в Коренево А.И. Князев и М.И. Зенкина. Многие родители поначалу запрещали детям вступать в комсомол. Юноши и девушки скрывали от них свою принадлежность к ячейке, но когда комсомольцы хорошо зарекомендовали себя, родители смирились. Среди комсомольцев была одна девушка – трактористка, о которой в то время писали в газетах. Форма у комсомольцев-юношей была полувоенной, девушки-комсомолки носили красные косынки.
Комсомольская организация росла. Были организованы футбольная и волейбольная команды. Комсомольцы собирали металлолом и макулатуру, на вырученные деньги покупали книги и костюмы для драмкружка. В 1929-1930 гг. комсомольцы помогали в работе Кореневскому сельсовету, участвовали в раскулачивании и выселении кулаков. Они организовывали диспуты, в том числе в присутствии кореневского священника, проводили политбеседы с населением.
Богослужения в храме продолжались до 1932 г., настоятеля Петра Маркова расстреляли в 1937 г. После закрытия храма все церковное убранство было утрачено. В здании открыли клуб с кинозалом, затем швейный цех. В 1983 г. помещение храма было передано мастерским художественного фонда. За эти годы церковь перестраивалась. В 1936 г. организовали драмкружок, ставили пьесы на злобу дня, изобличали неполадки. Драмкружок состоял из 30 человек. Вскоре силами комсомольцев были созданы струнный и духовой оркестры, при клубе открыли школу танцев.»
С образованием ВНИИ картофельного хозяйства и развитием его жилого фонда бывшее село выросло в поселок Коренево. На его территории появился ряд новых организаций. За поселком в предвоенные годы был устроен аэродром, где тренировались планеристы. На аэродроме бывали известные летчики. В годы войны он уже не действовал. В 80-е годы усадебный дом снесли и на месте его построили пятиэтажку.
В 1992 г. здание храма было передано Русской Православной Церкви. Усилиями настоятеля, общины и прихожан храму возвращен его первоначальный облик.